Сегодня мало кто может сказать в какой момент он думает, а в какой мыслит. Между тем, в древности сведующими, мудрыми людьми были именно мыслители, но не думатели, так как слово «дума» связано с уже существующими ментальными образцами, с готовыми шаблонами, вмонтированными в сознание. Как правило, ими и пользуется большинство людей, перебирая их в разной последовательности и составляя различные варианты комбинаций. Но ничего нового таким образом не создаётся, кроме сборки однотипных моделей из уже готовых деталей. Напротив, мыслить, значит включаться в живой процесс бытия (собственно, об этом говорит нам буква «Мыслите» - буква подлинных философов, совершающих внутреннее духовное усилие, благодаря которому они воспринимают мир открыто, сердцем, а потому мир сам рассказывает им о себе). Мысль не построена на застывших клише и штампах, она касается самого движения жизни и существует здесь и сейчас. Это всегда непосредственное восприятие мира, ибо смысл, рождается при прямом контакте с реальностью. В думании его нет, поскольку оно опирается на опыт контакта других людей и, по сути, представляет собой оперирование готовыми представлениями о мире.
На этот счёт есть хорошая притча о думании и мышлении.
В середине 20-х годов молодой еврей пришел к известному нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.
— Ты знаешь арамейский? — спросил раввин.
— Нет.
— А иврит?
— Нет.
— А Тору в детстве учил?
— Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я окончил философский факультет Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа. А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу немного поучить Талмуд.
— Ты не готов учить Талмуд, — сказал раввин. — Это глубочайшая книга из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест на логику: справишься — буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и раввин продолжил.
— Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа глаза на лоб полезли.
— Это тест на логику?!
Раввин кивнул.
— Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
— Неправильно. По логике, тот, у кого грязное лицо, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.
— Хитро придумано! — восхитился гость. — А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест!
— Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
— Но мы уже выяснили — тот, у кого лицо чистое!
— Неправильно. Оба пойдут умываться. Ведь тот, у кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт умываться.
— Я об этом не подумал! Поразительно — я допустил логическую ошибку! Ребе, давайте еще один тест!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом, другой — с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
— Ну... Оба пойдут умываться.
— Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Это же логично: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Молодой человек пришел в отчаяние.
— Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!
— Ладно. Два человека спускаются по дымоходу...
— О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!!!
— Неправильно. Теперь ты убедился, что оперирования формальной логикой недостаточно для познания истины? Скажи мне, как может быть такое, чтобы два человека спускались по одной и той же трубе и один из них испачкал лицо, а другой — нет?!